Малые жанры фольклора рисунки

Разделы: Литература

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с происхождением и природой загадок;
  • раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
  • развивать логическое мышление учащихся;

Воспитывающие:

  • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
  • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

Задачи урока:

  • создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
  • обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
  • обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;

Оборудование:

Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”

Практическая значимость и актуальность:

Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Основная часть (представление жанров).
  4. Итог. Выставление оценок.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия.

Ход урока

Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение : плохое или хорошее?

Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если малые жанры фольклора рисунки плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.

Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.

-Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).

Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2. рисунки

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.

Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.) Слайд №4.

(Ученик читает вслух).

-Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников).

Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.

Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.

(Ученик читает вслух).

А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.

Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.

Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

Ребята, предлагаю вам творческое задание.

1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.

Молодцы!

Физкультпауза

“Что за золото пословицы русские!..”

А.С.Пушкин

Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.

Пословица

  • Краткое мудрое суждение о жизни
  • Содержит поучительный смысл
  • Законченное суждение
  • Характеризует поступки человека, образ жизни
  • Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).

В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения.

- Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников).

Следующее задание “Объясни смысл пословицы”

Береги платье снову, а честь –смолоду.

Ученье- красота, неученье – простота.

Чему учился, тому и пригодился.

Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)

Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.

А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

(Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.

Молодцы!

“Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..”

А.С.Пушкин.

Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.

Поговорка

  • Меткое суждение
  • Часть суждения, незаконченное предложение
  • Даёт оценку поступкам человека, но не поучает
  • Выражает чувства Слайд №14. ( Читает ученик вслух).

Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок

Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.

Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.

  • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
  • Комар носа не подточит.
  • Больше дела – меньше слов.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Всему своё время
  • Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)

Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17.(Ответы учащихся).

Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18.

  • Висит сито не руками свито.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Седьмая вода на киселе.

Итог урока. Оценки за работу.

Домашнее задание на выбор:

  • Сочинить загадки.
  • Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей.
  • Создать книжку-малышку “Малые жанры фольклора”. Слайд №19.

Звучит народная музыка.

Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.

Спасибо за урок.

См. приложение 1.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Конспект урока по литературе "Малые жанры фольклора" (5 класс) Смешные раскраски ко дню рождения


Малые жанры фольклора рисунки Малые жанры фольклора рисунки Малые жанры фольклора рисунки Малые жанры фольклора рисунки Малые жанры фольклора рисунки Малые жанры фольклора рисунки Малые жанры фольклора рисунки Малые жанры фольклора рисунки Малые жанры фольклора рисунки