Осёл рисунок для детей

Славянские обычаи трапезы

В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга – будь то детей родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников.  

Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — «заземлиться» частичкой родного дома? Пища – то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. «Наговорить» на еду или питье – верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза – древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт).

древний знак единения

Такая неотъемлемая часть трапезы как СТОЛ – занимает в традиционной картине мира весьма видное место. В крестьянской избе стол так же важен, как печь и Красный угол, он широко задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий. При новоселье в пустую избу первым из мебели вносили стол, после чего молились на четыре стороны и продолжали переезд. Красный угол (полочка с иконами и семейными святынями, позже – с фотографиями предков) упомянут не зря: стол в избе издревле ставится под ним и является продолжением мира Божественного в мире людском. «В доме стол – Божий престол», «Стол – ладонь Бога» — гласят русские пословицы. Таким образом, всё, что оказывается на столе – предлагается Богу, освящается Им и уже потом разделяется на трапезе всеми членами семьи. Этим представлением объясняются многочисленные старинные запреты в поведении за столом: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать грязным, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с едой, большой грех садиться или класть ноги на стол. (На столе лежит только покойник – готовящийся отправиться в горний мир.)

Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе – по русскому «фен-шую» не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют «хлеб-соль» — завернутый в полотенце хлеб и солонку.
Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под святыми) – конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины – приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. Что до детей, то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение,
принятое у взрослых. 
Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход. Обойти стол – в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира, — приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола – один из ключевых элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа, церковь). На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи – по солнцу, т.е. по часовой стрелке. 
Повседневная трапеза – не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая. Ведь это осёл рисунок для детей наш ежедневный ритуал, и каждый день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается трапеза?

славянская трапеза

Если ответы на эти вопросы вас радуют – значит, всё благополучно. Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов, основанных на традиционных нормах поведения за столом: 

славянская трапеза

• Отец семейства сидитво главе (торце) стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы семьи.
• Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.
• В традиционном укладе немыслима еда без молитвы. Думаю, в этом месте статьи многие внутренне сжались: «вот, сейчас нам будут навязывать патриархальное благочестие». Отнюдь! Ваш быт должен быть органичен именно вашей душе. Но дело в том, что современная наука подтверждает факт, давно известный традиции и нашей интуиции: еда и вода впитывает и переносит информацию. А через еду этот полевой посыл передается съевшему ее. Страшно представить, что «услышал» ваш обед за долгое путешествие к тарелке! О чем ругаются повара на кухне чистенького ресторана? Какой дух витал в скотобойне, где зарезали эту свининку?.. Все эти голоса вы можете нейтрализовать добрым словом над своим столом! Пусть оно будет неканоническим, коротким, но сказано со значением. Благословленная еда радует и питает не только тело, но и душу, гармонизирует энергетику. Также добрый наговор снижает риск от противоприродных добавок, таких как химические усилители и ГМО.
Делюсь с вами своей короткой молитвой:
Будь сия страва
Чиста и здрава,
От Богов да Земли даждена.
Хлеб да соль!
Ответ домочадцев: — Жива хлеба ести!

Русский хлеб

Молитву можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи, в наших же условиях это бывает и женщина – нашему полу вообще больше свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.
Хотя бы один прием пищи совершайте вместе всей семьей. Особенно это выполнимо в выходные. Меня до сих пор греет вспоминание о неспешных воскресных утрах детства, с солнцем, смехом и сырниками. Подарите своей семье такие воспоминания!
Постарайтесь воздержаться от телевизора! За столом образуется круг из членов семьи, это та редкая пора, когда мы в одной комнате и за одним занятием. Какая передача может быть важней единения с близкими?
Приучайте ребенка за столом, как и в других сферах жизни, уважать старших, уступать и делиться, вместо того, чтобы считать себя центром вселенной. В будущем вы пожнете добрые плоды такого подхода.
Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали – все вместе и с добрым словом благодарности. «Ломать стол» — вставать вразнобой – считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие. При современном ритме жизни это едва ли выполнимо. Однако такой завершающий жест как благодарение хозяйки и легкий поклон всем участникам – придаст трапезе цельность и эмоциональную законченность.
Пищевые отходы, особенно хлеб, муку и семена – желательно возвращать в природный круговорот. Это символический залог возобновления достатка, плодородия в нашем доме и на нашей Родной земле.
(Вересень 2010)
Приведенные иллюстрации:
1 - "Русская трапеза (крестьяне за столом)". Рисунок 2-й пол. ХIХ века
2 - "Семейный обед". Роспись на крышке хлебницы. Архангельская обл., сер. XIX века
3 - Семья поволжской народности Мокша, 1920-е гг. Из фондов Мордовского краеведческого музея
4 - Обряд на Коляду, призывающий изобилие в наступающем году: все яства собираются на столе горой и хозяин избы прячется за ними. Архив общины "Славия", 2004
5 - Обрядовый каравай с добавлением желудевой муки, архив общины "Родолюбие"
Статья, опубликованная в 
журнале "Домашний Ребенок", 
N10 (2010)

Автор: andrei-stoliar.ru

Похожие статьи:

Рейтинг

последние 5


Рита Наталка Илья Светлая




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Английский язык для детей от 0 до 3 лет Учится рисовать все серии


Осёл рисунок для детей Осёл рисунок для детей Осёл рисунок для детей Осёл рисунок для детей Осёл рисунок для детей Осёл рисунок для детей Осёл рисунок для детей Осёл рисунок для детей Осёл рисунок для детей