Рисуем себя младшая группа

рисуем себя младшая группа Основной целью образования является формирование глубокой, самодостаточной, многогранной, творческой личности. Изобразительная деятельность стимулирует творческую и познавательную активность ребёнка второй младшей группы, обогащает новыми знаниями о свойствах предметного мира, а также знакомит с миром природы, развивает абстрактное и пространственное мышление. Увлечь малышей изобразительной деятельностью и превратить рисование в занимательную игру, попутно развивая технические навыки, фантазию и воображение поможет комбинирование классических техник и альтернативных, позволяющее свободно экспериментировать с нестандартными материалами и приёмами.

рисуем

Содержание

Значение и задачи изобразительной деятельности младших дошкольников

Целью изобразительной деятельности малыша является отображение жизненных впечатлений в художественном выразительном образе. Занятия рисованием учат изображению предметов и явлений, для чего у ребёнка должны сформироваться чёткие представления об окружающем предметном мире, а также навыки их графического воплощения на плоскости листа. В процессе рисования ребёнок сравнивает и оценивает графические образы предметов со своим представлением о них.

Анализ значения рисования для гармоничного и разностороннего развития личности ребёнка

  • совершенствование творческих способностей и умения доступными способами передавать красоту окружающего мира в самостоятельно выполненных работах;
  • развитие эмоциональной сферы ребёнка, эстетического восприятия, художественного вкуса;
  • знакомство с миром искусства, развитие базового понимания произведений декоративно-прикладного искусства, архитектуры, живописи, скульптуры;
  • формирование навыков обследования предмета, умения замечать и анализировать форму, цвет, строение предмета;
  • знакомство со свойствами различных материалов;
  • развитие тактильных ощущений, наблюдательности, глазомера, контроля за движением руки.

Задачи занятий по рисованию во второй младшей группе

  • научить приёмам изображения прямолинейных и кругообразных форм простых объектов, передавая их цвет и форму;
  • воспитывать способность внимательно слушать рекомендации педагога, воспринимать наглядную демонстрацию и соблюдать необходимую последовательность действий;
  • пробуждать интерес к рисованию, воспитывать эстетический вкус;
  • обучать техникам передачи свойств предметов в графическом образе;
  • учить правильно держать карандаш между тремя пальцами, оперировать кистью:
    • аккуратному набору краски;
    • снятию лишней краски о краешек стаканчика;
    • промыванию кисти;
    • правильному направлению движения кисти (мазки накладываются в одном направлении, встречного движения нет, кисть необходимо вести по ворсу);
  • знакомить с основными цветами, развивать чувство цветопередачи;
  • развивать пространственное мышление, дать понимание грамотного композиционного размещения с центра листа;
  • развивать технические навыки прорисовки прямых и пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, изображения предметов геометрических форм;
  • обучать умению различать и самостоятельно определять форму предмета;
  • познакомить с конструктивным принципом построения предмета из нескольких частей геометрической формы. Рисование кистью

    Младшие дошольники осваивают правильное направление движения кисти

Методы и техники рисования во второй младшей группе

Детей необходимо обучать пониманию отличительных свойств и возможностей карандаша и кисти, чтобы в будущем они могли самостоятельно выбрать оптимальный вариант создания изображения. На практике, к сожалению, отдаётся явное предпочтение одному инструменту или материалу, поэтому дети теряют интерес к рисованию, а работы становятся менее выразительными. Для того чтобы дети успешно овладели разнообразными техниками и приёмами рисования, важно уделять достаточное внимание проработке навыков владения кистью и карандашом в равной мере, подчёркивая при этом различие между ними, иначе у малышей не появится правильного понимания особенностей работы с этими инструментами.

Проблема: закрашивая изображение красками, дети часто водят кистью как карандашом, не отрывая её от бумаги, отчего часто выходят за контур, а закрашенная поверхность покрывается пятнами.

Классические техники

  • Рисование цветными карандашами — твёрдый инструмент позволяет совершать разнонаправленные движения противоположного характера (туда обратно), кроме того, прекрасно справляется с подчёркиванием контуров объекта. Изменения в силе нажима создаёт разную интенсивность цвета, для закрашивания всей поверхности необходимо совершать многочисленные однообразные движения. Инструмент обладает высокой сопротивляемостью, поэтому эффективен в целях укрепления мускулатуры руки и подготовки её к письму. На протяжении всего учебного года дети работают с коробочками, заполненными карандашами шести цветов. Простой карандаш появляется в арсенале материалов для рисования только в старшей группе, когда детей обучают создавать набросок. Правила работы с карандашом, которым следует обучать детей:
    • Использованный карандаш класть обратно в коробку, а не перекладывать в другую руку, иначе ребёнку сложно будет придерживать рисунок. Часто малыши кладут использованные карандаши на стол, они скатываются, падают на пол, что отвлекает самого ребёнка и окружающих детей.
    • Не разрешать смачивать карандаш для получения более яркого оттенка (дети часто берут карандаш в рот), следует приучать закрашивать рисунок в режиме равномерного нажима, а для повышения интенсивности цвета дважды проходить по нужному месту.
    • Использовать разные виды штриховки, совершая движения в одном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Очень важно сохранять правильное расположение руки для того, не закрывать рукой рисунок и контролировать прорисовку линии.
    • Формат бумаги для карандашного рисунка должен быть небольшим, поскольку малыши быстро утомляются от многократного повторения однообразных движений.
  • Рисование кистью — мягкий инструмент, который не требует сильного нажима, в процессе работы детская рука расслаблена, поэтому малыши не испытывают сильного утомления. В отличие от рисования карандашом, линия в акварельном варианте исполнения теряет чёткость, становится более размытой, характер движения слабовыраженный. Знакомство с миром красок стоит начать с гуаши. Гуашь обладает перекрывающими способностями, её можно накладывать цвет на цвет. Во второй младшей группе малышам предлагают два цвета в начале учебного года, постепенно пополняя диапазон цветовой палитры до четырёх-шести. Инструменты: круглые кисти среднего размера (10–14 номера). Для тонирования большого пространства (небо, земля, снежный покров и т. д.) подойдёт кисть с плоским ворсом.
  • Рисование фломастерами — прекрасный материал для младшего школьного возраста, обладает яркостью цвета, при этом рисовать ими легче, чем карандашами. Когда рука достаточно окрепнет, можно переходить к более активному использованию карандашей. Рисование клубочка

    Фломастерами рисовать легче, чем карандашами, когда рука достаточно окрепнет можно переходить к использованию карандашей

Нетрадиционные техники

  • Ладошковая — основой изображения или коллажа являются отпечатки детских ладошек, малыши просто обмакивают ладошку в широкие блюдца с краской или краску на ладошку наносит взрослый. Изображение уточки

    Детские рисунки в ладошковой технике

  • Вертикальный тычок жёсткой полусухой кистью. Техника создаёт выразительный эффект объёмности, пушистости поверхности изображения.
  • Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
  • Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп (ватные диски, разрезанный пополам картофель, детали конструктора, листья, готовые деревянные фигурки, кусочек поролона и т. д.). Декоративное рисование в нетрадиционной технике

    Декорирование тарелочки методом штампирования

  • Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками.
  • Монотипия — с маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с одной половины листа на другую или с основы (целлофан, пластиковая поверхность) на лист бумаги. Рисунок в нетрадиционной технике

    Рисование методом монотипии

  • Набрызг — эффект разлетевшихся капель, который получается с помощью стряхивания краски на бумагу с широкой жёсткой кисти или щётки. Коллективная работа

    Создание изображения в технике набрызг

  • Рисунок мятой бумагой — изображение создаётся путём пропечатывания бумажным шариком. Коллективная работа в нетрадиционной технике

    Рисование шариками из мятой бумаги

  • Кляксография — создание случайных форм способом выдувания капелек краски через трубочку. Результат выдувания становится основой художественного образа.
  • Пуантилизм (точечное изображение) — рисование точечными мазками с помощью пальцев, штампиков, ватных палочек. Рисование в нетрадиционной технике

    Рисование пальчиками дети воспринимают с радостью и интересом

  • Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след. Мыльные пузыри

    Рисование мыльными пузырями

  • Граттаж (в переводе с французского языка означает скрести, царапать) – контуры изображения процарапываются на поверхности, загрунтованной восковыми мелками или гуашью. Детям можно предложить новую игру «цап-царапку». Рисунок в нетрадиционной технике

    Рисунок на космическую тему в технике граттаж

Приёмы рисования

  • Линия — основа контурного рисунка, очерчивающего форму предмета.
  • Штриховка — наиболее простой и эффективный способ цветопередачи и прорисовки фактуры предмета. Штрих — это не только самый популярный и доступный способ изображения предмета, но и прекрасный тренажёр для развития мелкой моторики и координации движений. Виды штриховки:
    • горизонтальная — самый сложный вид движения слева направо, рука располагается внизу линии, необходимо развивать навык закрепления руки и зрительный контроль;
    • вертикальная — вверх-вниз, рука движется сбоку линии;
    • диагональная — по косой.
  • Точка, ритмический мазок, примакивание в технике рисования красками. Приёмы работы с кистью: концом кисти и всей поверхностью кисти, важно обучать постепенному переходу от рисования концом к движению всем ворсом для прорисовки утолщённых линий. Положение кисти по отношению к поверхности листа бумаги зависит от толщины линии:
    • тонкие линии рисуются концом кисти в вертикальном положении;
    • широкие линии получаются при наклонном положении кисти.

Коллективные композиции из многих элементов создаются с помощью совместных усилий. В процессе коллективного творчества дети развивают способности пространственного мышления, навыки согласованных действий, а также личностные качества взаимопонимания и сотрудничества.

Коллективные композиции (фотогалерея)

Дружба Композиция в ладошковой технике Поляна цветов Рисование в ладошковой технике Снегири и синички Рисунок в ладошковой технике Подводный мир Рисование ватными палочками Солнышко Композиция в ладошковой технике Цветы и пчёлки Рисование в ладошковой технике и технике тычка Мыльные пузыри Рисование мыльными пузырями Праздничный салют Рисование точек кистью Разноцветный ковёр Композиция в ладошковой технике Салют Цветовая композиция в технике набрызг

Темы для занятий — разноцветные колёса, игрушки, веточки, ягодки и т.д.

Мир предметов (изучаем геометрические формы)

Украшение предметов, посуды (чашек, тарелок), одежды, обуви

Рисунки в рамках циклов «Мир предметов» и «Украшение предметов, одежды и обуви» (фотогалерея)

Кольца Кольца — рисование красками Забор Забор для петушка — рисование красками Бублики Бублики — рисование пальчиками Обручи Обручи — рисование красками Пузыри Раздувайся пузырь — рисование красками Скворечник Скворечник — рисунок красками Варежки Оформление силуэта варежки полосками Расчёска Украшение силуэта расчёски Платье Роспись силуэта платья линиями Чашка Роспись силуэта чашки в пальчиковой технике Сапожек Роспись силуэта сапожка Фартук Роспись фартука Валеночек Роспись силуэта валенка кистью Валенок Украшение силуэта валенка точками Ковёр Роспись ковра Коврик Роспись коврика узором из линий и точек Мебель Рисование предметов мебели пальчиком Полотенца Украшение полотенец кружочками Зонтик Оформление зонтика Платье Закрашивание силуэта платья Платочек Изображение методом штампирования Мячики Рисование разноцветных мячиков кистью Весёлый колобок Рисунок гуашью в техниках рисования красками и штампирования

Мир природы (животные, насекомые, растения, явления природы)

Рисунки в рамках цикла «Мир природы» (фотогалерея)

Дерево в снегу Рисование кистью и красками Цыплёнок Рисование ватными палочками Груши Закрашивание контурного изображения фруктов с помощью ватных палочек Ёлка Рисование кистью и красками Ягоды рябины Рисование ягодок ватными палочками Снегири и синички Закрашивание грудки синички и снегиря Мухомор Прорисовка точечек ватными палочками Солнышко Рисование в пальчиковой и ладошковой техниках Радуга Изображение радуги кистями и красками Цветы Рисование цветов красками Божья коровка Рисование точек на силуэте божьей коровки в технике тычка Осенний ковёр Изображение методом оттиска листьев Яблоко Изображение яблока ватными палочками Рыбки Изображение аквариумных рыбок красками Цветы Рисование цветов методом тычка Цветы Рисование цветов мятой бумагой Цыплёнок Изображение цыплёнка методом тычка Одуванчик Рисование одуванчика в пальчиковой технике Бабочки Рисование по мокрому Одуванчики Рисование методом тычка Фрукты на тарелочке Рисование ватными палочками и в технике штампования

Праздники, игрушки, транспорт

Моя страна, город, дом, семья, друзья, я (безопасность и здоровье)

Детские работы (фотогалерея)

Снеговик Рисунок в технике тычкования с элементами аппликации Домик с трубой Рисование кистью Флаг России Рисование кистью Машина Закрашивание контурного рисунка кистью Матрёшка Декоративное украшение силуэта матрёшки в технике рисования кистью Снеговики Рисование в технике тычкования Праздничный салют Рисование кистью Неваляшка Рисование в технике тычкования Светофор Рисование в технике тычкования Сердечко Закрашивание силуэта сердечка в технике рисования кистью Матрёшка Украшение силуэта матрёшки в технике рисования ватными палочками Домик-теремок Закрашивание в технике штампования Мой дом Рисование кистью и красками Салют Рисование в технике проявляющегося рисунка (восковай мелок и акварель) Праздничный салют Рисование способом тычкования Фейерверки Рисование методом штампования Человечки Прорисовка деталей (волосы, черты лица) ватными палочками Самолёт Закрашивание силуэта самолёта в пальчиковой технике

Организация и проведение занятия

Занятия изобразительной деятельностью во второй младшей группе проводятся каждую неделю, длительность не должна превышать 15 минут.

Схема урока

  1. Организационный этап (3–5 минуты). В качестве мотивирующего приёма чаще всего используется художественное описание образа в словесной форме с целью активизации внимания, пробуждения интереса, рождения благоприятного эмоционального настроя, стимулирующего активность детей. Вводную часть занятия педагог начинает с подвижной или дидактической игры, загадки, чтения четверостишья. Задания должны быть по силам малышам трёх-четырёх лет, иначе умственное и психологическое напряжение приведёт к потере у них живого интереса и положительного эмоционального настроя. Дидактическая игра

    Дидактическая игра по теме «Сапожки для куколки»

  2. Практический этап (2–3 минуты). Демонстрация способов рисования прямых линий и элементарных форм (как правильно держать карандаш или кисть тремя пальчиками, набирать краску, проводить кистью по поверхности листа) сопровождается совместным с детьми игровым проговариванием каждого движения и повторяется на каждом занятии до полного закрепления правильного исполнения движения. Подражание играет ключевую обучающую роль, но постепенно задания усложняются (например, нужно дорисовать детали предмета, составить форму из отдельных элементов) и требуют от детей большей самостоятельности действий. К самостоятельной работе можно переходить тогда, когда дети овладели техническими навыками в достаточной мере. Дополнительными вопросами воспитатель подводит воспитанников к пониманию алгоритма действий. Отдельные технические педагог демонстрирует всей группе сразу, затем подсказывает индивидуально каждому ребёнку в зависимости от сложности ручных операций. Демонстрация предмета сопровождается проговариванием особенностей формы и цвета. Приёмы работы с детьми:
    • После показа способа рисования линии желательно попросить детей многократно повторить движение руки с карандашом в воздухе. Только потом приступить к рисованию на бумаге. Во второй младшей группе педагог ограничивается показом способов изображения, детям предоставляется свобода рисования, акцент делается на освоении правильного удержания карандаша. Наряду с обучающим методом многократного повторения используется приём пассивных движений (взрослый двигает рукой малыша). К закреплению навыков рисования линий целесообразно приступить в средней группе. Работа детей

      Педагог использует приём пассивного движения, обучая пальчиковой технике

    • Важно обращать внимание детей на динамику и цветовое оформление художественного образа во время словесного описания (рисование дождика с помощью ритмических движений кисти, проговаривая «кап-кап») или игрового момента. Положительный эмоциональный отклик, радость и эмоциональное удовлетворение пробуждает природное желание к самостоятельному творческому действию.
  3. Самостоятельная работа детей (10 минут). Воспитатель помогает малышам, которые испытывают трудности в процессе изобразительной деятельности.
  4. Подведение итогов, анализ (2–3 минуты). Выставка детских работ и элементарный анализ воспитывает умение описывать и давать эстетическую оценку творческим произведениям. Педагог вместе с детьми рассматривает выбранный рисунок, отмечает его сильные стороны, удачные творческие нестандартные находки, а также путём наводящих вопросов обращает внимание на расхождение с образцом или предметом, обсуждает возможные пути исправления ошибки. Важно не разрушить у детей веру в собственные силы, стимулировать интерес к творческой активности, поэтому слабые неудачные рисунки обсуждать не стоит. Детям, испытывающим трудности в процессе рисования, следует уделять больше внимания во время занятия, помогать и поощрять инициативу и стремление к рисованию. Индивидуальный подход также поможет выявить и развить способности одарённых детей.

Проблема: на основе самостоятельных действий у ребёнка закрепляется неверный способ технического исполнения. К сожалению, без целенаправленного обучения даже старшие дошкольники рисуют как бы всем корпусом. При этом страдает не только качество изображения, но и осанка малыша.

Видео: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Конспект занятия на тему «Красивый полосатый коврик» (автор Гаджиева Р. К.)

Видео: занятие на тему «Цыплёнок»

Картотека дидактических игр для занятий рисованием

Цели:

  • развивать координацию и синхронизацию движений рук;
  • тренировать мелкую моторику и ручные умения;
  • изучать основные цвета и геометрические формы, количественный счёт;
  • учить складывать фигуры из простых геометрических фигур;
  • учить соотносить фигуры по признакам (размер, форма, цвет);
  • совершенствовать сенсорное восприятие;
  • развивать пространственное, логическое и абстрактное мышление;
  • развивать внимание и наблюдательностью.

Игры:

  1. «Составь цветок, бабочку» — сложить форму предмета из геометрических фигур, подобрать цвета. Игра на складывание фигуры

    Сложить форму предмета из геометрических фигур, подобрать цвета

  2. «Собери бусы» — нанизывая разноцветные пробки на шнурок, собрать бусы. Бусы

    Нанизывая разноцветные пробки на шнурок, собрать бусы

  3. «Солнечная полянка», «Клоун» — подобрать пробки к шарикам и цветочкам по цвету. Клоун

    Подобрать пробки к шарикам и цветочкам по цвету

  4. «Спрячь мышку в домик» — подобрать фигуры нужного цвета, размера и формы. Домики

    «Спрячь мышку в домик» — подобрать фигуры нужного цвета, размера и формы

  5. «Солнышко» — жаркое солнышко сложить из красных лучиков (скрепки), тёплое из жёлтых, не жаркое составить из чередования красных и жёлтых скрепок. Солнышко

    Жаркое солнышко сложить из красных лучиков (скрепки), тёплое из жёлтых, не жаркое составить из чередования красных и жёлтых скрепок

  6. «Матрёшки» — выбрать платочек соответствующего цвета. Матрёшки

    Выбрать платочек соответствующего цвета

  7. «Собери фигурку из геометрических форм» — по образцу сложить изображение машинки, солнышка, цветочка, ёлочки, домика и т. д. Фигурки из геометрических форм

    По образцу сложить изображение машинки, солнышка, цветочка, ёлочки, домика и т. д

  8. «Чья тень» — подобрать картинку с силуэтом к изображению на карточке. Силуэты и фигурки

    Подобрать картинку с силуэтом к изображению на карточке

  9. «Собери букет» — игра на развитие цветовосприятия, необходимо собрать букеты для Феи Лето и Феи Зима. Букеты цветов

    Игра на развитие цветовосприятия

  10. «Собери гусеничку» — собрать фигурку в цветовом диапазоне от холодных к тёплым оттенкам. Гусеничка

    собрать фигурку в цветовом диапазоне от холодных к тёплым оттенкам

  11. «Кружочки для Снеговичка и Солнышка» — собрать любимые цвета Снеговичка и Солнышка. Снеговичок и Солнышко

    Собрать любимые цвета Снеговичка и Солнышка

  12. «Собери правильно» — игра на развитие внимания и памяти. Собери правильно

    Игра на развитие внимания и памяти

  13. «Помоги художнику» — собрать картинку из разрезанных фрагментов. Картинки

    Собрать картинку из разрезанных фрагментов

  14. «Собери букет» — собрать букеты цветочков, окрашенных в оттенки одного цвета. Букет

    Собрать букеты цветочков, окрашенных в оттенки одного цвета

Активное применение классических и альтернативных способов рисования на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческой самореализации, введёт в радостный мир изобразительного искусства, разовьёт интерес к исследовательской деятельности, пополнит словарный багаж. Сочетание классических приёмов обучения, построенных на привычном копировании и подражании, и приёмов нетрадиционных техник создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.

  • Об авторе

Наталья Фоминых

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Подробнее



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

План-конспект занятия по рисованию (младшая группа ) по теме: Нарисуй Как удалить фото с рисунка


Рисуем себя младшая группа Рисуем себя младшая группа Рисуем себя младшая группа Рисуем себя младшая группа Рисуем себя младшая группа Рисуем себя младшая группа Рисуем себя младшая группа Рисуем себя младшая группа Рисуем себя младшая группа