Уроки по рисунку в дши

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Антроповская детская школа искусств».

План – конспект занятия

по изобразительному искусству

Рисунок 2 класс ДШИ

Тема: «Натюрморт предметов быта.

Конструктивное построение».

Выполнил преподаватель

художественного отделения

Смирнов А. Г.

МБОУДО «Антроповская детская школа искусств»

п. Антропово – 2017 г.

План занятия

Занятие состоит из трех уроков по рисунку.

1. Тема занятия: Натюрморт предметов быта. Конструктивное построение.

2. Тип занятия: Комбинированный.

3. Цель занятия: Познакомить обучающихся с закономерностями конструктивного построения натюрморта.

4. Задачи:

а) Обучающая: Научить детей грамотно изображать натюрморт предметов быта. Закрепление понятия об оси симметрии, овалов, конструкции предметов. Практическое применение полученных знаний.

б) Развивающая:

1. Развитие наблюдательности, зрительной памяти.

2. Формирование художественного вкуса.

3. Научить видеть прекрасное в природе, необычное в обыденном.

4. Формирование практических знаний и умений.

в) Воспитывающая:

1. Формирование мотивации к учебной деятельности.

2. Активация познавательного интереса к окружающему миру и

формирование интереса к рисунку натюрморта.

3. Воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости.

Используемые приемы, методы, технологии.

Прием: Конструктивный рисунок.

Методы: Словесные, наглядные, игровые.

Технологии: Личностно- ориентированное обучение, деятельностный подход, здоровье - сберегающие технологи

Оборудование занятия:

1. Для преподавателя: таблицы последовательности выполнения практической работы, лучшие работы учащихся из методического фонда.

2. Для обучающихся: Бумага формата рисунку А3, карандаши, ластик.

План и ход первого урока:

  1. Организационная часть

  2. Повторение изученного материала – 5 минут.

  3. Сообщение учебного материала – 10 минут.

  4. Практическая работа – 25 минут.

Конспект занятия.

  1. Организационная часть.

За 10 -5 минут до начала урока обучающиеся подготавливают мольберты, готовят лист бумаги А3 и прикрепляют его к планшету. Ребят с ослабленным зрением располагаю ближе к постановке натюрморта.

  1. Повторение изученного материала.

Преподаватель: Ребята, на предыдущем занятии мы учились правильно рисовать натюрморт, в определенной последовательности. Итак, с чего начинается работа над натюрмортом? Кто ответит?

Ученик: С выбора листа бумаги – если ширина натюрморта больше его высоты, то выбирается горизонтальный формат листа, если же высота больше, чем ширина натюрморта, то вертикальный.

Преподаватель: Правильно. Вот мы выбрали формат и… Показываю на ученика, который тянет руку

Ученик: Первый этап работы над натюрмортом - композиция. Легкими скользящими линиями мы намечаем: 1. Предметы

2. Плоскости.

3. Драпировки.

Преподаватель: Хорошо. И показываю на следующего.

Ученик: Предметы рисуем так, чтобы не было слишком много свободного места ни справа, ни слева, ни сверху, ни снизу. Их располагаем примерно на середине листа так, чтобы они не были большими, «не выходили» за плоскость листа и не были маленькими, «не терялись» в нем.

Преподаватель: Молодец. Как рисовать натюрморт, вы знаете.

3. Сообщение учебного материала.

Преподаватель: Тема сегодняшнего урока «Конструктивное

построение натюрморта». Вспомните, что вы знаете о натюрморте.

Ученик: Натюрморт состоит из различных предметов.

Преподаватель: Правильно. (Обращаю внимание детей на стоящие в классе постановки различных натюрмортов). А вот что это за слово такое «Натюрморт»? Натюрморт – это французское слово «nature morte», которое означает буквально «мертвая натура». Его начали рисовать давно, в XV XVI веках.

Но мне больше нравится другое название натюрморта - «stilleben», в переводе с немецкого - «тихая жизнь». Тихая жизнь предметов. Посмотрите внимательно на стоящий перед вами натюрморт. Он состоит из крынки, яблока, кружки. Они разговаривают друг с другом, ведут беседу. Слышите? …( Даю возможность детям обменятся впечатлениями, мнениями о том, что могут говорить предметы друг другу).

Каждая вещь, каждый предмет живет своей жизнью, хранит тепло человеческих рук, бывает, что и не одного поколения людей, и им есть о чем друг с другом поговорить. Сегодняшняя наша задача - нарисовать «тихую жизнь» предметов. И чтобы это сделать правильно, надо вести работу в определенном порядке. Ведь когда при решении задачи на уроке математики вы первым действием вместо умножения или деления выполните сложение или вычитание, то ответ получите неверный. Вам снова надо будет все пересчитывать, точно также и в рисовании работу ведут в определенном порядке. О первом этапе работы над натюрмортом вы мне рассказали. А теперь полученные знания надо научиться применять на практике.

Итак, взяли в руки карандаши и приступаем к композиции натюрморта. Обращаю ваше внимание: перед вами натюрморт и белый чистый лист бумаги. Посмотрите внимательно на натюрморт и мысленно представьте, где и какого размера на вашем листе вы нарисуете предметы. Сосредоточьтесь и … прежде чем провести линию, подумайте: где я ее провожу, зачем, с какой целью? Рисовать – значит думать! Приступаем к работе.

  1. Практическая работа.

Во время рисования натюрморта с натуры обращаю внимание детей на то, что вначале мы намечаем все предметы сразу, а не вырисовываем тщательно какой – либо один предмет. Работа ведется от живого наброска, непосредственного впечатления от натуры. Затем относительно намеченных предметов обозначаем линиями горизонтальную плоскость, на которой стоят предметы, причем дальнюю линию плоскости проводим через все предметы, которые ее загораживают. Обращаю внимание детей на взаимосвязь между предметами. В ходе урока слежу за правильной осанкой обучающихся.

В середине - провожу упражнения для профилактики зрения и снятия напряженности мышц (глаза открыть - закрыть, наклоны туловища влево – вправо, вперед – назад).

Указываю отдельным ребятам на ошибки в их работе, которые следует исправить. А чтобы лучше видеть недостатки в работе, предлагаю (постоянно) отходить от работы на несколько шагов. Если в рисунке случаются однотипные ошибки, прерываю ход урока и обращаю на них внимание всего класса. Наиболее часто встречающиеся ошибки: нижняя часть листа «перегружена», в то время как вверху слишком много свободного пространства вокруг предметов, предметы наклонены в какую – либо сторону, линии горизонтальной плоскости стола не параллельны, неправильная передача формы, «характера» предметов.

В конце урока отмечаю успехи в работах каждого учащегося.

План и ход второго урока:

  1. Повторение изученного материала – 5 минут.

  2. Сообщение учебного материала – 5 минут.

  3. Практическая работа – 30 минут.

  1. Повторение изученного материала.

Преподаватель: На первом уроке мы с вами выполнили композицию натюрморта, расположили правильно на листе бумаги предметы натюрморта, которые стоят на горизонтальной плоскости стола. А затем, что мы должны сделать?

Ученик: Построить их. Второй этап работы над натюрмортом – построение. Для этого надо провести оси симметрии предметов, оси симметрии овалов. Верхний овал будет уже, чем нижний. Это закон перспективы. Перспектива – латинское слово, которое означает смотреть насквозь.

Преподаватель: Достаточно. Все правильно. Молодец. А для чего мы проводим вертикальную ось симметрии предметов?

Ученик: Для того чтобы левая часть предмета была точно такая же, как и правая.

Преподаватель: Все правильно. Но вначале надо обратить внимание на пропорции. Пропорции – это? Показываю на ученика.

Ученик: Это – соразмерность. Это: 1. Отношение ширины предмета к

его высоте.

2. Отношение одной части предмета к другой и к целому.

3. Соотношение между предметами.

Преподаватель: Хорошо.

  1. Сообщение учебного материала.

Итак, на первом уроке вы закомпоновали натюрморт. Наметили форму предметов, овалы. Сейчас вам необходимо обратить внимание еще раз на то, как они расположены один относительно другого. Какой предмет ближе, какой дальше и насколько. В данном натюрморте необходимо уточнить пропорции частей крынки: соотношение между цилиндрическим горлышком и нижней шарообразной ее частью, переходящей в конус, а также соотношение между крынкой, кружкой и яблоком.

3. Практическая работа.

На втором этапе работы над натюрмортом в очередной раз обращаю внимание детей, что ось симметрии проводится строго вертикально и посередине предмета. Относительно ее левая и правая части предмета одинаковые. Ось овалов проводится горизонтально, верхняя часть точно такая же, как и нижняя, края овалов округлые, а не острые. Все овалы прорисовываются полностью так, как если бы предметы были прозрачными. Указываю на взаимосвязь предметов, что следить следует не только за расстояниями между предметами, основанием предметов, но и верхом предметов, насколько верх яблока ниже верха кружки и т.д.

Продолжаю следить за осанкой детей. Для снятия усталости провожу физкультминутку: упражнения для тренировки кистей и пальцев рук.

Подводя итог урока, отмечаю положительные и отрицательные моменты в конструктивном построении натюрморта.

План и ход третьего урока.

  1. Сообщение учебного материала – 10 минут.

  2. Практическая работа - 25 минут.

  3. Заключение урока (итог занятия) – 5 минут.

1. Сообщение учебного материала.

Преподаватель: На третьем, заключительном уроке еще раз внимательно посмотрите на натюрморт, на свой рисунок, а вы знаете, что надо постоянно сравнивать свой рисунок и натуру, взгляд должен постоянно «перебегать» от натюрморта к рисунку и обратно, продолжайте уточнять форму предметов, их взаимосвязь, взаиморасположение, пропорции и на каком расстоянии относительно предметов проходят линии плоскости стола. После того, как все это проверите, необходимо разработать пространство натюрморта: на переднем плане находится один предмет (яблоко), на втором – другой (кружка), и на дальнем – третий (крынка). Как это можно сделать, не прибегая к тональной проработке? Это можно сделать с помощью пространственных линий.

Пространственные линии – это линии различной толщины, насыщенности тоном. На переднем плане (яблоко) они будут более четкими, «жесткими», темными, насыщенными тоном. Чем дальше от нас находится предмет (кружка и особенно крынка), тем линии будут становиться светлее, тоньше, «мягче», воздушнее. ( Мои слова иллюстрируют ранее выполненные рисунки другими ребятами. Показ работ из методического фонда). Передачей пространства с помощью линий мы и займемся на этом уроке, а я вам в этом помогу.

2. Практическая работа.

Показываю работы учащихся из методического фонда и предлагаю детям определить, какой предмет находится ближе к нам, а какой – дальше и почему?

После этого обращаю внимание на натюрморт и говорю, что яблоко, которое находится на переднем плане, надо нарисовать четкими, темными линиями, кружку – более светлыми, а крынку еще светлее и «воздушнее». После этого обращаю внимание, что ближе к нам, ближе всех предметов, находится линия, определяющая горизонтальную плоскость стола, и поэтому она должна быть более темная, насыщеннее тоном и четче, чем яблоко.

Затем дети самостоятельно работают. Подхожу к каждому из ребят, помогая и направляя, раскрывая индивидуальный творческий потенциал. После этого целесообразно самому практически на одной из работ кого – либо из обучающихся показать, как это выполняется. Остальные ребята внимательно за этим следят. Далее они снова садятся за мольберты и продолжают разрабатывать пространство с учетом увиденного. Во время практической работы провожу комбинированную физразминку для снятия статичной напряженности учащихся.

3. Заключение урока (итог занятия).

В конце занятия дети ставят планшеты (мольберты) в ряд (всегда).

Преподаватель: Сегодня на занятии вы рисовали натюрморт. В очередной раз отрабатывали навыки конструктивного построения и (что немаловажно для дальнейшей тональной проработки натюрморта) с помощью линий разрабатывали его пространство.

Обратите внимание, что рисовали вы один и тот же натюрморт, а вот предметы на вашем рисунке у всех получились немного разные, отличные от тех, что стоят перед вами. Вы уже усвоили, что я указываю н а ваши ошибки, недочеты, недоработки для того, чтобы вы их в будущем не делали. В каждой работе указываю на недостатки и говорю, что надо было бы сделать во избежание допущенных ошибок, а также – это особенно важно – указываю на те места, которые особенно удались детям в работе. Оценки начинаю выставлять с отличных и хороших (дети к этому уже привыкли) и, естественно, комментирую оценки.

Обобщающие вопросы:

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие линии называются пространственными?

3. для чего их применяют?

Подведение итогов:

Сегодня в целом мы с поставленной задачей справились. Молодцы. А дома вы при рисовании натюрморта постарайтесь применить те знания, которые получили на занятии сегодня.

Какие же предметы быта при составлении натюрморта дома можно использовать?

Ученики: Кастрюлька, луковица, стаканчик, кружка, картошка…

Преподаватель: Успеха вам, ребята! До свидания.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

План-конспект открытого урока МБУДО "Десногорская ДХШ" Как научить рисовать ребенка 4 года поэтапно


Уроки по рисунку в дши Уроки по рисунку в дши Уроки по рисунку в дши Уроки по рисунку в дши Уроки по рисунку в дши Уроки по рисунку в дши Уроки по рисунку в дши